Восточная Европа имеет значение: главы МИД Швеции, Польши и Чехии о будущем соседей ЕС
2019 имеет особое значение для отношений Европейского Союза с нашими восточными соседями: Арменией, Азербайджаном, Беларусью, Грузией, Молдовой и Украиной. В этом году мы отмечаем десятилетие настоящего и активного формата – Восточного партнерства (ВП).
Мы помним то волнение, которое все переживали в первые годы после создания Восточного партнерства. Тогда была вера в то, что мы действительно строим что-то новое – имеющее трансформационный потенциал. Хотя и тогда было много тех, кто не ожидал, что партнерство принесет какие-то перемены в регионе.
За прошедшие годы Восточное партнерство сталкивалось и с трудностями. Но ВП не только с ними справилось, но и достигло "зрелости" и развилось даже больше, чем мы рассчитывали в начале.
Восточное партнерство сейчас – единственный комплексный формат отношений ЕС со своими восточными соседями.
Партнерство является частью более широкой Европейской политики соседства (ЕПС) и фундаментом, который позволяет государствам-партнерам – включая Украину – укреплять свои отношения с ЕС и обсуждать вопросы, представляющие обоюдный интерес.
Сегодня можно с полной уверенностью утверждать, что ВП стало одной из самых удачных инициатив ЕС в сфере внешней политики. Партнерство четко базируется на общих ценностях, правах человека, верховенстве права, демократии и эффективном управлении, а также на ключевом принципе, который Евросоюз и его страны-члены защищали все эти 10 лет: на праве каждой страны выбирать свое собственное будущее.
Да, политические преобразования в государствах-партнерах еще не стали необратимыми. Впереди – много работы. И тем не менее, большинство граждан стран ВП уже сейчас разделяют европейские ценности и европейскую идентичность, и это мотивирует их идти к достижению поставленных целей.
Именно через механизмы Восточного партнерства Евросоюз и его восточные партнеры инвестируют в развитие, безопасность и стабильность на востоке Европы.
Чего удалось достичь за эти 10 лет?
Достижений немало.
Мы достигли соглашений об ассоциации и свободной торговле с Грузией, Украиной и Молдовой, которые определяют пути реформ и дают импульс экономическому росту, общественному и региональному развитию. Эти соглашения предоставляют странам-партнерам доступ к рынку ЕС, где есть более 500 млн потребителей и действуют четкие правила и стандарты качества.
Евросоюз уже стал крупнейшим торговым партнером для пяти стран Восточного партнерства и вторым по величине для Беларуси, причем объемы торговли постоянно увеличиваются. Есть надежда, что рост торговли принесет и увеличение инвестиций, поэтому ЕС ввел Внешний инвестиционный план для предоставления предпринимателям финансовой поддержки, фингарантий и технической помощи. Развитие торговли и инвестиций представляет общий экономический интерес и для ЕС, и для партнеров.
Увеличение торговых связей, инвестиций и все более тесное экономическое сотрудничество требуют больших капиталовложений в транспортную, цифровую и энергетическую инфраструктуру. Недавно ЕС расширил на страны ВП Трансъевропейскую транспортную сеть (TEN-T). Совместно со Всемирным банком разрабатывается инвестиционный план стоимостью почти 13 млрд евро, в рамках которого будет построено 4800 км автомобильных и железных дорог, а также шесть портов.
В сфере энергетики ЕС поддерживает диверсификацию, движение к энергоэффективности и возобновляемой энергетике. Мы работаем над дальнейшим ограничением выбросов СО2 и установлением для них надежного мониторинга. Это важно, учитывая конкурентную способность, экономическое развитие и конкретную пользу для повседневной жизни граждан.
Есть цель и в цифровой сфере.
Мы поощряем страны ВП согласовать между собой ставки роуминга, сделав первый шаг к гармонизации с роуминговой зоной ЕС.
С 2014 года более 30 тысяч молодых людей приняли участие в программах обменов, мобильности и волонтерства Эразмус+, а кроме того, программа ЕС для молодежи EU4Youth в странах-партнерах поддерживает 23 тысячи молодых людей на рынке труда и в предпринимательстве.
Но наше партнерство – это все-таки нечто большее, чем соглашения об ассоциации, безвизовые поездки и повышение квалификации молодежи. Это также сбалансированное развитие и инновации. Это – устойчивость к угрозам. Наше партнерство объединяет страны и людей во многих вопросах, включая поддержку гражданского общества, плюрализма и независимых СМИ, а также обеспечение гендерного равенства и борьбу с дискриминацией.
Да, универсальной формулы партнерства не существует. Мы изначально признали это. Именно поэтому Восточное партнерство приспосабливается к потребностям его участников. Страны, которые хотят больше приблизиться к ЕС, получают такую возможность – в соответствии с их амбициями и взятым ими темпом. Поэтому Армения и ЕС подписали соглашение об усиленном партнерстве и сотрудничестве (а не соглашение об ассоциации. – ЕП). Азербайджан и Беларусь выбрали собственный путь.
Конечно, мы поддерживаем реформы, в соответствии с имеющимися результатами.
Амбиции партнеров мы измеряем через призму прогресса и политической субъектности. Поэтому необходимо, чтобы участники демонстрировали четкую ответственность за этот процесс.
Страны-партнеры должны и в дальнейшем чувствовать ответственность за проведение реформ. Мы рассчитываем, что государства, которые заявляют о больших амбициях, будут проводить реформы независимо от обязательств в их соглашениях с ЕС.
В результате они получат больше. А те, кто достигли меньшего – получат меньше.
Десятая годовщина Восточного партнерства – это повод отметить имеющиеся достижения. Но не только это. 2019-й будет также годом дебатов о том, каковы наши цели и как мы можем их реализовать.
Почему нам все-таки нужно Восточное партнерство?
Почему лучше работать вместе и совместно решать проблемы? Как сделать так, чтобы дорога к интеграции с Европой, связанная со сложными реформами, оставалась привлекательной для наших партнеров?
Стоит всерьез и глубоко задуматься о будущем наших отношений и о том, что мы можем друг другу предложить.
Взаимоотношения с восточными соседями отличаются в зависимости от каждой конкретной страны ЕС. Однако Восточная Европа имеет значение для всего ЕС, а ЕС имеет значение для наших восточных партнеров. Восточное партнерство – это политика трансформации, которая сближает восточных партнеров и их граждан с государствами-членами Евросоюза, а нас приближает к ним.
Не только политика и экономика, но и культура делает Европу исключительной. Все страны Восточного партнерства являются частью европейской культуры. Энергия и способность Европы приспосабливаться будут зависеть от готовности и способности Европы извлекать пользу из богатства и разнообразия нашего общего наследия.
Надо признать, что сейчас мы – в центре информационной и коммуникационной войны.
И нет никаких сомнений, что в этом вопросе ситуация сейчас обстоит намного лучше, чем если бы мы не действовали совместно в рамках Восточного партнерства.
Реформы, поддержанные ЕС, начали модернизацию у наших восточных соседей и уже сделали эти общества сильнее, богаче, улучшили стандарты жизни.
На пороге десятилетия Восточного партнерства, независимо от выводов, которые мы сделаем в результате наших дискуссий по этому случаю, самый важный тезис остается: мы должны подтвердить наше обязательство о сотрудничестве с нашими восточными соседями, дав новый толчок на следующие десять лет.
Будущее требует от нас как готовности, так и креативности, чтобы найти правильную формулу, которая будет объединять амбиции и политическую вовлеченность. Мы должны найти инструменты, которые позволят сохранить привлекательность Восточного партнерства как движущей силы развития и модернизации.
Наши действия сегодня будут определять наше завтра.
Ведь мы, европейцы – сильнее, когда мы вместе. Это правило действует как внутри ЕС, так и за его пределами.
Маргот Вальстрем, министр иностранных дел Швеции
Яцек Чапутович, министр иностранных дел Польши
Томаш Петршичек, министр иностранных дел Чехии
Англоязычная версия статьи публиковалась в брюссельском издании EUObserver