Почему небо ЕС не открывается для Украины?
Нужны ли украинцам прямые рейсы в Гибралтар?
Оказывается, нужны. Из чисто символических соображений.
Я убежден, что мы должны иметь возможность взглянуть на величественную Гибралтарскую скалу, а также на местный аэропорт, которые заблокировали для Украины возможность войти в Общее авиационное пространство.
Украинцы имеют право собственными глазами увидеть препятствие на пути к "Открытому небу" с ЕС и всем его преимуществам.
Речь идет о проблемах, которые уже полтора года мешают подписать Соглашение об общем авиационном пространстве между Украиной и Евросоюзом.
В соответствии с положениями соглашения предусматривается осуществление совместного и скоординированного контроля за воздушным транспортом в Европе и Украине (в частности, путем реформирования аэронавигационных услуг). Если говорить упрощенно, то это будет означать унификацию стандартов в управлении аэропортами и полетами самолетов.
Любой европейский аэробус сможет прилететь и даже сесть в аэропорту "Гавришевка" без дополнительных условий, если, конечно, для этого есть технические возможности.
Безусловно, свободный и взаимный доступ к аэропортам ЕС и Украины, а также скоординированность полетов будет иметь значительный экономический эффект.
В то же время довольно распространено мнение о том, что это соглашение приведет к нам едва ли не всех европейских лоукостеров – авиаперевозчиков, которые предлагают дешевые билеты на популярные направления.
Конечно, кто же не хочет летать в Испанию почти так же, как ездить на рейсовом автобусе до райцентра?
Однако следует понимать, что лоукостер – это не просто бюджетный авиаперевозчик, а сложная бизнес-модель, появление которой на рынке Украины зависит от большого количества сопутствующих факторов.
Даже от того же визового режима.
Другими словами, даже при условии подписания Соглашения об общем авиапространстве не стоит надеяться на открытие рейсов на любой курорт по 50 евро уже послезавтра. Этот процесс не будет одномоментным.
К слову, интересно, что произойдет раньше: отменят визы или подпишут соглашение об "Открытом небе"?
Хотя то, что нам приходится над этим размышлять, уже само по себе удивительно.
Ведь соглашение об "Открытом небе" мы должны были подписать уже давно!
Соглашение об общем авиапространстве было парафировано еще 28 ноября 2013 года. Человеческим языком термин "парафировано", по сути, означает "согласовано и напечатано". Оставалось лишь обмакнуть перо в чернила.
Но этого не произошло – по крайней мере, официально – из-за Гибралтара.
Аэропорт Гибралтара, по настоянию Испании, в последний момент был исключен из соглашения с Украиной. А значит – его подписание стало невозможным.
Чтобы объяснить, в чем причина срыва, нужно рассказать о некоторых исторических предпосылках. Гибралтар – это фактически скала, на которую мы уже мысленно посмотрели с высоты птичьего полета несколько абзацев назад. Эта скала является предметом Утрехтского договора 1713 года, согласно которому Кастильское королевство передало ее (навсегда) Великобритании.
Скалу – но не перешеек, по-испански – istma, на котором британцы в 1938 году построили аэродром. Кстати, взлетно-посадочная полоса, за недостатком места, пересекается с основной дорогой в город. Машины и самолеты на одном перекрестке – зрелище довольно экзотическое. Так вот, если суверенитет Великобритании относительно скалы очевиден, то относительно аэропорта – не бесспорен.
фото diamotor.com |
Позиция Великобритании такова: аэропорт Гибралтара принадлежит ей на основании длительного и непрерывного владения, а также он является частью ЕС и его исключение из сферы европейского законодательства – неправильно и недопустимо.
Позиция Испании несколько иная: сам аэропорт был построен на незаконно оккупированной территории вопреки договоренностям между государствами, поэтому Великобритания не может им управлять.
Великобритания и Испания, в целом дружественные друг другу страны, любят время от времени поспорить за эту istma. Стороны маневрируют: в зависимости от политической погоды то сближаются, то отдаляются. К сожалению, на момент важного для Украины подписание Соглашения об общем авиапространстве пришлось последнее.
Однако некоторые эксперты считают, что без украинцев здесь действительно не обошлось.
В частности, есть предположение, что жесткую позицию по Гибралтару испанцам "подсказали" занять представители одной (сюрприз!) украинской авиакомпании. И хотя мы не приводим ее название, читатель, без сомнения, понимает, о ком именно идет речь.
фото loscuatroojos.com |
Если это правда, то жаль, что частные интересы вновь преобладают над национальными интересами Украины...
Наконец, следует подчеркнуть, что применение соглашения к аэропорту Гибралтара остается сугубо внутренним вопросом ЕС. В то же время Украина должна использовать все возможные дипломатические средства для защиты национальных интересов и способствовать достижению договоренности между Великобританией и Испанией.
В противном случае еще неизвестно, сколько времени нам придется только мечтать об "Открытом небе" и о либерализации авиационного рынка Украины.
Виталий Власюк,
партнер юридической фирмы "єПраво",
аспирант кафедры международного права Института международных отношений Киевского национального университета имени Тараса Шевченко