Экономический путь Польши: уроки для кризисной Украины

Пятница, 10 апреля 2015, 18:20 - Бартош Крамек, "Открытый диалог"

Экономическая интеграция с Европой – это путь, на который просто обречен украинский бизнес. Выиграет тот, кто сделает этот шаг первым.

Украина может быть голодной, раздетой и до недавнего времени почти неспособной к организованной защите – однако в этой запущенности кроется огромный потенциал развития.

Украина находится в фазе изменений, которые будут определять ее будущее на долгие годы. Банально, но кризис создает не только угрозы, но и шансы для бизнеса.

У вас есть пример.

Польша, крупнейший западный сосед Украины, прошла очень похожий путь.

Когда распались СССР и Совет экономической взаимопомощи, мы на годы потеряли восточные рынки. Экономическая ситуация была крайне драматичной.

Однако у нашего бизнеса тогда не было выбора – он вынужден был пройти через реструктуризацию и начать поиск партнеров на Западе.

Свое соглашение об ассоциации мы подписали в 1991 году.

Адаптация национального законодательства к европейскому началась в 1995 году. Фонды, регулировавшие процесс вступления в ЕС, начали работу в 2000 году. В 2004 году мы стали полноправным членом ЕС.

Большой европейский рынок и фонды, крупнейшим бенефициаром которых мы стали, изменили нашу страну, законы, инфраструктуру, экономику и бизнес.

Сегодня ВВП Польши в 3-4 раза больше украинского, хотя в 1991 году мы были примерно на одном уровне.

В 1991 году ВВП Польши составлял 83,9 миллиардов долларов, в 2013 – 525,9 миллиардов долларов. ВВП Украины за аналогичный период вырос с 77,5 миллиардов долларов до 177,4 миллиардов долларов.

Изменилась также структура нашей экономики – обанкротились или вынуждены были пройти через реструктуризацию гигантские государственные предприятия.

Сейчас более 70% нашего ВВП создает малый и средний бизнес.

Польша и Германия сегодня – крупнейшие экономические партнеры.

Наш товарообмен в 2013 году составил более 91 миллиард долларов. Это не только немецкие автомобильные заводы в Польше и польские автобусы в Германии, но и десятки тысяч связей в секторе малого и среднего предпринимательства (МСП) по обе стороны границы. Границы, которой практически не существует с 2007 года, когда мы присоединились к Шенгенской зоне.

Вместе с тем товарообмен с Украиной достигает лишь 6,6 миллиардов долларов за 2013 год и 5,7 миллиардов долларов за 2014 год.

Украина находится в начале такого же пути. Нет никаких причин, которые могли бы помешать Польше и Украине стать такими же близкими партнерами, как Польша и Германия.

Сегодня Украине нужна поддержка.

Однако она не может быть сведена лишь к субсидированию бюджета коррумпированной и дисфункциональной страны со все более разочарованными гражданами.

Украина и украинцы нуждаются в средствах, однако они должны научиться зарабатывать их в новых геополитических условиях.

Предприятия Украины должны создавать потребительскую стоимость для западных партнеров, а также стать надежными партнерами для западных инвесторов.

Украинская экономика и бизнес обладают огромным потенциалом, который необходимо высвободить и использовать для работы согласно европейским нормам и стандартам.

В нынешней ситуации времени на раздумья почти нет.

К сожалению, пока на востоке страны идет война, а уровень коррупции является одним из самых высоких в Европе, Украина не может надеяться на значительный приток иностранного капитала, хотя и нужно пытаться интенсивно привлекать его. Крупные инвестиции слишком рискованны.

Это означает, что уже сегодня движущей силой погруженной в кризис экономики должен стать экспорт.

Учитывая фактическое закрытие российского рынка и сложности в экономическом сотрудничестве со странами Таможенного союза, а также падение курса гривны, что привело к снижению покупательской способности граждан, перед большим количеством предприятий встает необходимость переориентации на Запад.

Альтернатива – это банкротство и потеря тысяч рабочих мест.

Общественные настроения радикализируются, а растущее разочарование, вызванное не только сложной ситуацией, но и отсутствием перспектив ее улучшения, может привести к непредсказуемым последствиям.

В краткосрочной и среднесрочной перспективе украинские компании могут конкурировать за счет относительно низких затрат на рабочую силу, но в более отдаленной необходимо сосредоточиться на областях, которые могут принести долгосрочное конкурентное преимущество.

Однако следом за выгодной ценой украинских товаров и услуг должно прийти качество, подтвержденное выполнением отдельных норм и получением европейских и международных сертификатов. Качество, о котором помнят гораздо дольше, чем о цене.

Силой Украины может стать человеческий капитал.

Амбиции, креативность, целеустремленность, умение быстро адаптироваться, сложившееся благодаря взрослению в крайне нестабильной среде, и жажда знаний, которые характеризуют, в частности, молодое поколение украинцев, могут стать существенным активом.

Это те качества, которые становятся все более дефицитными в декадентски настроенных, сытых и часто даже деморализованных благосостоянием странах Западной Европы.

Но для полного использования этого потенциала необходима организационная поддержка, внедрение улучшенных практик в сферу управления, а также реформирование и развитие системы образования. Ограничение теневой экономики и развитие предпринимательства станут возможны при условии проведения широкой дерегуляции. Польша может предложить поддержку в каждой из этих сфер.

Однако системные реформы и темп внедрения изменений зависят от политической воли. Именно поэтому так важно общественное и международное давление на чиновников.

Страна должна меняться как сверху, так и снизу.

Огромный потенциал для развития есть у туристической сферы и, конечно, аграрного сектора.

Исторически развитый украинский оборонный сектор может успешно сотрудничать с польскими компаниями, которые готовятся к участию в крупнейших проектах по модернизации наших вооруженных сил.

Крупнейшие тендеры по закупке оружия в ЕС сейчас – это заказы польского министерства национальной обороны. В перспективе это ожидает и Украину, а нынешний конфликт будет заставлять модернизировать и заменять оснащение в больших масштабах.

Взаимный трансфер технологий и совместные проекты могут стать взаимовыгодными, увеличивая нашу, польскую, и украинскую конкурентоспособность на международном рынке.

Отдельный вопрос – инвестиции в инфраструктуру. Сегодня это кажется далеким и неопределенным будущим, однако дальнейшее их развитие вполне понятно, особенно после окончания войны.

Сильная Украина для нас – это не только инвестиции в безопасность Польши, но и в наш национальный польский бизнес.

Украина не станет сильной до тех пор, пока ее будут удерживать дотации и кредиты из-за рубежа.

Украина будет сильной, стабильной и безопасной тогда, когда украинский бизнес интегрируется с Европой, благодаря чему страна уравновесит свой бюджет и начнется быстрый экономический рост.

Польша может и должна стать проводником и поддержкой на этом пути, ведь польским компаниям также нужны новые растущие рынки сбыта. Другие европейские страны, "поставив" на Украину, тоже в перспективе смогут компенсировать убытки, возникающие вследствие трудностей в торговле с Россией.

Потребительские "аппетиты" украинцев в сочетании с размером внутреннего рынка – это вызов, который мы не можем потерять. Поэтому мы нужны друг другу.

Помня о нынешних приоритетах, сегодня для украинского бизнеса важнейшим является развитие экспорта на рынок ЕС.

Украина – это Европа.

 

Автор:

Бартош Крамек,

глава совета фонда "Открытый диалог"