Энергетическая политика Украины. Зависимость или безопасность?
Общеизвестно, что уровень потребления энергии в Украине является чрезмерным. Поэтому самым главным приоритетом должна стать пропаганда энергоэффективности и развитие возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Это не только будет способствовать сокращению импорта, но и обеспечит серьезную экономию, которая будет способствовать развитию экономики.
В Украине введение обязательных целей в энергетике поможет решить три основные задачи сразу – снижение зависимости от импорта ископаемых видов топлива, уменьшение выбросов углекислого газа, а также стимулирование роста экономики и создание новых рабочих мест.
После подписания Соглашения об ассоциации с Евросоюзом Украина должна ставить перед собой такие цели, которые сопоставимы с целями ЕС.
Энергопотребление ЕС характеризуется двумя особенностями:
1. Благодаря последовательной политике энергосбережения и энергоэффективности уровень общего потребления энергии практически не меняется в течение более чем 20 лет.
2. ЕС уделяет большое внимание развитию ВИЭ.
Для создания эффективного рынка в энергетическом секторе необходимо, чтобы государство отошло от практики административного регулирования и управления и превратилось в движущую силу, которая обеспечивает создание и гарантирует функционирование справедливых правил, где определяющим параметром будет экономика, стимулирующих повышение конкуренции между субъектами энергетического рынка и улучшение качества услуг для потребителей.
Готовы ли инвесторы вкладывать в энергетическую отрасль? Уверен, что да. Конечно, при условии создания прозрачных и конкурентных условий для энергетических рынков на основе правил и стандартов ЕС, что предусматривается положениями Соглашения об ассоциации.
Какие меры в этой сфере можно назвать неотложными?
1) "Зеленый" тариф в Украине
Перспективный рынок ВИЭ в Украине находится в стагнации, а все программы кредитования (прежде всего от ЕБРР, под названием USELF) были остановлены в связи с неопределенностью и ожиданием изменений в законодательстве.
Вместе с тем, необходимо определить, что постоянное невыполнение в 2014-2015 годах органами исполнительной власти страны законов относительно тарифной политики в сфере альтернативных источников энергии наносит непоправимый вред инвестиционному имиджу Украины не только в "зеленой" энергетике, но и во всех сферах жизни общества.
Итак, на сегодня основные вопросы к закону касаются:
Во-первых, определения коэффициента "зеленого" тарифа для ВИЭ.
Понимая недопустимость ретроспективного снижения тарифа для объектов солнечной энергетики, введенных в эксплуатацию до 01.01.2015 года, мы призываем изменить существующие противоречивые правила без ущерба для имиджа Украины.
Во-вторых, нормы о местной составляющей.
Требование относительно местной составляющей, присутствующее в действующей редакции закона, противоречит положениям Директивы Европейского парламента и Совета 2009/28/ЕС и Договора об учреждении Энергетического сообщества. Предлагается исключить данную норму и ввести преференции для конечного потребителя (а не производителя), который использует оборудование украинского производства.
2) Рыночные тарифы на энергетические ресурсы
Необходимость повышения в Украине цен на энергетические ресурсы является не только требованием, но и насущной потребностью для формирования действительно рыночных механизмов функционирования данного сектора. Однако экономический эффект будет достигнут лишь в том случае, если приведение цен и тарифов к экономически обоснованному уровню станет одним из важных шагов по реформированию системы функционирования и управления в сфере ЖКХ по европейским и мировым стандартам.
3) Меры по стимулированию энергоэффективности и использования ВИЭ
Нет никаких сомнений, что уровень энергопотребления в Украине значительно выше, чем он должен быть, особенно по сравнению со странами ЕС.
Среди неотложных мер, которые, на наш взгляд, необходимо срочно внедрять, определяем следующие:
Меры, направленные на стимулирование сокращения энергопотребления в зданиях
Целью является сокращение потребления тепловой энергии, что требует проведения работ: с массовой принудительной, за счет поставщика, 100-процентной установкой учетных приборов на все энергетические ресурсы и с улучшением изоляционных характеристик зданий.
Введение института энергоменеджеров, что позволит осуществить ввод полного мониторинга потребления энергетических ресурсов во всех зданиях (бюджетных, жилых и других), в транспорте и во всех секторах, предложить и осуществить меры по сокращению энергопотребления, и тому подобное.
Создание Фонда энергоэффективности, в который направляются средства, предусмотренные для субсидирования газового сектора (частично), деньги, выделенные странами ЕС и другими партнерами под такие цели, а также средства из других источников.
Также предлагается ввести два новых налога: один – на сокращение вредных выбросов в атмосферу, другой – на уменьшение использования ископаемого топлива, а часть этих доходов направить на финансирование упомянутого фонда.
Меры по замещению природного газа ВИЭ в тепловой энергетике
По инициативе Госэнергоэффективности в 2014 году Кабмин принял ряд постановлений революционного характера. Однако надо отметить, что необходимость включения четко определенных критериев уровня энергоэффективности и ограничения объемов выбросов, которых необходимо достичь претендентам на получение предусмотренных льгот, остается насущной.
Мероприятия по повышению энергоэффективности сельскохозяйственных предприятий
Данный вызов для сельхозпроизводителей должен повлиять на потребление прямых (нефтепродукты, электроэнергия) и косвенных (энергия для производства, оборудования и зданий) энергий с целью уменьшения потребления и, таким образом, энергетических затрат, а также выбросов парниковых газов.
Формирование рыночных условий для развития энергетических сетей Украины
Для достижения указанных целей по развитию энергетического сектора первоочередной задачей должен стать план по реконструкции и развитию энергетических сетей (электрических и тепловых) через внедрение рыночных условий, которые обеспечат свободный доступ для всех игроков, что будет способствовать созданию открытых и конкурентных отношений, привлечению инвестиций и улучшению уровня предоставления услуг.
Создание действенной системы популяризации энергоэффективности и возобновляемых источников энергии
Нужно повысить роль Государственного агентства по энергоэффективности и энергосбережению Украины в реализации задач по популяризации целей энергетической политики государства.
Предлагается создать для населения новые теле- и радиопрограммы на центральных и региональных каналах, которые бы информировали каждого гражданина о конкретных действиях по выполнению энергоэффективных мероприятий и получаемых преимуществах.
Крайне важно задействовать все инструменты, чтобы изменить советский энергозатратный менталитет граждан.
Автор: Мухуб Бенменни,
руководитель отдела
Института возобновляемой энергетики НАН Украины