Кто обеспечит евроинтеграцию водной отрасли Украины
Выполнение Соглашения об ассоциации с ЕС означает, среди прочего, необходимость внедрения европейских стандартов и норм в сфере качества воды и управления водными ресурсами.
Как этого достичь? Украина должна имплементировать шесть европейских водных директив.
Одной из них является Водная рамочная директива, имплементация которой направлена на экологическое оздоровление речных бассейнов и улучшение качества воды.
Согласно положениям этой директивы, внедряется европейская модель бассейнового управления водными ресурсами, при которой единицей управления выступает бассейн реки в целом, а не ее отдельная часть в пределах одной области, района и т.п. Соответственно, будет осуществляться управление всего бассейна реки с одинаковым подходом, независимо от того, на территории каких областей, районов находится река, что, бесспорно, даст возможность максимально защитить водные ресурсы.
Директива о питьевой воде направлена на обеспечение защиты здоровья людей от неблагоприятного воздействия любого загрязнения воды, предназначенной для потребления человеком. Указанная директива содержит 48 микробиологических и физико-химических показателей качества, радиологические показатели, подлежащие контролю в воде, а также устанавливает требования по ее мониторингу.
Имплементация Паводковой директивы имеет целью предотвращение, защиту и уменьшение негативного воздействия наводнений на здоровье людей, окружающую среду, культурное наследие и тому подобное. Директива охватывает меры противодействия затоплению, которые вызваны реками, горными потоками, морем в прибрежных зонах.
Не менее важным является внедрение европейских стандартов, предусмотренных Рамочной директивой о морской стратегии, Директивой об очистке городских сточных вод и Директивой о нитратах.
Но стоит помнить, что, по оценкам стран-кандидатов в члены Европейского Союза,
имплементация водных директив является одним из самых сложных блоков во всем евроинтеграционном пакете.
Именно поэтому этот вопрос требует очень взвешенного подхода. Украина же пока не может определить, какой орган будет внедрять эти реформы.
Учитывая то, что реформирование водной сферы направлено на решение вопросов охраны и использования водных ресурсов, ответственными за имплементацию указанных директив являются Министерство экологии и природных ресурсов Украины как центральный орган исполнительной власти, формирующий государственную политику в области управления, использования и воспроизведения водных ресурсов, и Государственное агентство водных ресурсов Украины, которое непосредственно реализует государственную политику в данной сфере.
Чрезвычайно важным для реализации евроинтеграционных процессов является совместная работа Минприроды и Госводагентства, поскольку только институциональная связь органов государственной власти, формирующих и реализующих задачи в области водных ресурсов, обеспечит соблюдение экологических принципов охраны и использования водных ресурсов.
Кроме того, не следует забывать и о других международных обязательствах Украины в сфере водных ресурсов, исполнение которых возложено на Минприроды и Госводагентство, в частности, Конвенцию по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер ООН, для исполнения которой Госводагентством от имени правительства заключены двусторонние соглашения о сотрудничестве по вопросам водного хозяйства на трансграничных водах со всеми соседними странами, и др.
На этом фоне особую обеспокоенность вызывает информация о планах передачи Госводагентства в систему Министерства аграрной политики и продовольствия,
а также коренной реформы на всех уровнях системы управления Госводагентства и его децентрализации.
По нашему мнению, такое переподчинение приведет лишь к невозможности внедрения европейских стандартов в сфере водных ресурсов и, как следствие, нарушению Украиной своих обязательств по Соглашению об ассоциации с ЕС и других международных обязательств, которые являются приоритетными для нашего государства.
Более того, подчинение Госводагентства Министерству агрополитики будет противоречить и европейской практике управления водными ресурсами, где вопросы управления водными ресурсами относятся к компетенции именно "экологических органов", министерств экологии, департаментов экологии и тому подобное, ведь охрана водных ресурсов, водных экосистем, воды, которую мы пьем и в которой купаемся, является приоритетной задачей в сфере охраны окружающей природной среды Европы.
В противовес этому, сфера деятельности Минагрополитики охватывает только сельское хозяйство и продовольственную безопасность государства, и передача Госводагентства в подчинение Минагрополитики приведет к реализации только функции использования водных ресурсов с учетом интересов указанной сферы деятельности. Это абсолютно недопустимо, ведь другие важные для государства функции, в частности, охраны водных ресурсов, будут потеряны.
Поэтому хочется особо подчеркнуть необходимость сохранения существующего подчинения Госводагентства именно Министерству экологии и природных ресурсов, что должно обеспечить надлежащее выполнение и реализацию Украиной как Соглашения об ассоциации с ЕС, так и других международных обязательств.
Автор: Анна Вронская,
заместитель министра экологии и природных ресурсов Украины
по вопросам евроинтеграции
Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора
"Европейская правда" готова опубликовать позицию Минагрополитики по этому вопросу