Понять "Право и справедливость". Куда ведет Польшу новая власть
Смена политического курса Польши уже начала привлекать внимание украинцев.
Многие смотрят на события в соседней стране под углом недавней украинской истории, обвиняя правящую польскую партию "Право и справедливость" (ПиС) в наступлении на демократию.
Особенно часто об этом говорят в контексте проблемы вокруг Конституционного трибунала. Не стоит в очередной раз рассказывать о достижениях и промахах участников кризиса вокруг конституционного суда Польши, они достаточно хорошо изложены в других текстах.
Однако стоит ответить на важный вопрос: почему правящая партия Польши готова нарываться на санкции ЕС? Что побуждает премьера Беату Шидло не публиковать приговор суда? Какими мотивами руководствуется нынешняя польская власть?
В конце концов, почему современная Варшава демонизируется во всех западных СМИ и к чему готовится партия Качиньского?
Как учит политология, любая партия создается с целью получения власти. Однако в отношении партии ПиС это правило действует не в полной мере – консерваторы убеждены в наличии партийной миссии, заключающейся в коренном изменении страны, без которой ее существование может быть поставлено под сомнение.
Загадочная смерть Леха Качиньского обострила чувство ответственности. Аннексия Крыма и война на Донбассе подтвердили страхи польских консерваторов, которые получили доказательство мотива в Смоленской катастрофе.
В конце концов, после марта 2014 года ни одна из конспирологических теорий относительно России не кажется параноидальной или паникерской.
Лидер ПиС Ярослав Качиньский сделал выводы из своих вождистских методов управления. На выборах президента выдвигается молодой и харизматичный Анджей Дуда. На выборах в парламент меняется риторика и появляются новые лица.
Получив власть, ПиС начинает действовать в двух направлениях: проверка деятельности "предшественников" и реализация своей избирательной программы.
Аудит бывшей провластной, а ныне оппозиционной "Гражданской платформы" (ГП) и Польской крестьянской партии, выявил многомиллионные финансовые "улучшения" у министров, их замов и обычных клерков канцелярии президента Коморовского. Словом, все, как в Украине, только более элегантно.
Гораздо хуже оказалась ситуация со спецслужбами, которых предыдущая власть заставляла следить за журналистами и участниками религиозно-политических манифестаций.
Реализация избирательной программы началась с попыток решить демографический кризис через предоставление льготных ипотечных кредитов для молодых семей и ежемесячных выплат в 500 злотых на каждого второго ребенка. Также сейчас готовятся законы в отношении валютных кредитов и снижения пенсионного возраста.
Однако эти меры не спасут польскую экономику от минусового прироста – нужны мигранты.
Помня о крахе мультикультурализма в Западной Европе, поляки решили приглашать к себе в страну тех, кого можно быстро и дешево ассимилировать.
То есть граждан Украины, а не гостей из Африки или с Ближнего Востока.
Третьим шагом стала модернизация системы безопасности Польши. Польские консерваторы очень хорошо помнят историю Второй мировой, а еще лучше понимают современные геополитические реалии.
Доверять обещаниям союзников по НАТО нужно, но лучше иметь свою маленькую, но действенную армию.
Польский министр обороны прямо и без предубеждений говорит об угрозе со стороны России и готовится к обороне. Осенью этого года в Польше начнет действовать территориальная оборона в каждом воеводстве (области), а численность армии увеличится на 50%.
Горький опыт Украины стал для Польши фундаментом для модернизации армии и спецслужб.
Новое антитеррористическое законодательство Польши дает возможность по решению суда задерживать подозрительных лиц на срок до 14 дней вместо 48 часов. Думаю, украинская СБУ хотела бы иметь подобные полномочия.
Еще одно обвинение в адрес ПиС – установление контроля за общественными СМИ. Польское законодательство, как и украинское, позволяет интервенцию в информационное пространство исключительно в условиях войны, однако как действовать в условиях гибридной войны?
Прежде всего стоит признать очевидное:
консерваторы никогда не верили в независимость этих СМИ. Более того, они убеждены, что СМИ, которые финансируются государством, должны действовать в интересах государства и политической линии правящей партии.
При этом любой может открыть свой телеканал или газету и там рассказывать, что считает нужным (так действовала прежняя оппозиция, так планирует действовать и нынешняя).
Интересно, что хотя в Польше существует так называемое скрытое государственное финансирование частных СМИ через размещение правительственных объявлений на страницах частных газет, такой рудимент советской эпохи, как "Правительственный вестник", в Польше был отменен в 1990-е годы.
Завершающим аккордом польских изменений будет конституционная реформа, предусматривающая усиление власти или президента, или премьера. Такая реформа обуславливается опытом прошлого десятилетия, когда во времена президентства Леха Качиньского (ПиС) в Польше разгорелся конфликт с премьером Дональдом Туском (ГП).
Критикуя действия новой польской власти, надо помнить – она пришла к власти в совершенно новых геополитических реалиях и должна отвечать на совсем другие вызовы, чем либералы из "Гражданской платформы".
Правящая партия "Право и справедливость" убеждена, что России планирует нападение на Польшу.
Соответственно, новая власть готовится к отпору: ведет переговоры о базах НАТО, популяризирует геополитический союз – Междуморье, строит газопорты и вертикаль власти на случай прямой или скрытой агрессии.
Некоторые из польских аналитических центров даже обсуждают возможность создания собственного атомного оружия.
Все эти действия кому-то могут показаться авторитарными. Однако нынешняя польская власть не обращает внимания на политическую корректность или санкции ЕС.
Варшава усвоила печальный украинский опыт и готовится к обороне.
Автор: Евгений Билоножко,
заместитель редактора портала PoloNews
Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора