Двигатели и тормоза реформ: как Украине не повторить путь Молдовы
Недавно у меня была возможность посетить Молдову – я была в командировке на переговорах о европейском финансировании украинских и молдовских проектов.
А после работы прогулялась с подругой по центру вечернего Кишинева...
Впечатления такие: разбитые улицы, протесты под парламентом из-за украденного из страны миллиарда, драматичный отток мозгов за границу. Один олигарх сейчас в тюрьме, второй – всем руководит.
Я здесь впервые, поэтому не могу сравнивать, но говорят, что до начала реформ в Молдове было еще хуже.
Какой урок можно взять для Украины из опыта Молдовы?
Всем нам – тем, кто борется за реформы и новую Украину, – надо четко понимать, что старая система и конкретные ее представители – это враги изменений.
Если реформаторы во власти и гражданское общество не дожмут изменения до точки невозврата, мы подойдем (если уже не подошли) к этапу, когда момент может быть упущен.
В этом случае страна зависнет в бедности и коррупции, без четких временных рамок трансформации.
Как и Украина, Молдова издавна представляет собой олигархическую страну, где круговорот политика-деньги-выборы является естественным и непрерывным, как круговорот веществ в природе.
Но после революции 2009 года произошел толчок.
В 2010-2011 годах в структуры власти пришли "технократы" с западным образованием и профессиональными стандартами, чтобы делать настоящие реформы. Но система фактически перехитрила этих молодых людей.
В результате большинство из них сегодня или за рубежом, или вне правительства.
Центр Кишинева. Фото автора |
Молдова и дальше получает кредиты и гранты на e-governance, и технически у них якобы есть успех. Но при этом не принимаются законы, которые обеспечивают открытие данных и прозрачность, потому что это невыгодно системе.
Якобы происходит децентрализация в вопросах финансов, но при этом блокируется территориально-административная реформа, потому что это невыгодно для выборов.
Антикоррупционный центр якобы работает, но у него нет полномочий (как, например, в Румынии) без лишней бюрократии прослушивать подозреваемых в коррупции, то есть так называемого "специального мандата".
Более того, здесь до недавнего времени существовало требование предупреждать подозреваемого, что его намерены прослушивать!
Но интереснее всего мне было исследовать свою профессиональную сферу – использование международной технической помощи.
Ту реформу, которую я сейчас пытаюсь имплементировать в Украине, Молдова провела еще 5 лет назад. Здесь уже есть централизованная координация всей официальной помощи в одном центре (в государственной канцелярии), интернет-портал, система мониторинга и прозрачность проектов.
Всю эту систему создавали и продвигали конкретные люди, которые сейчас почти все отошли от власти.
Отошли по причине разочарования, ощущения отсутствия политической воли к переменам, низких зарплат. Но при их участии реформа была начата и частично реализована.
И хотя сейчас все это начало приходить в упадок, они оставили колоссальный след, эффект от которого держится до сих пор.
Например, если Украина ни копейки не получила американских грантов на инфраструктуру (из-за несоответствия критериям. – ЕП) и рассчитывает исключительно на кредиты, то Молдове еще в 2010 году "Миллениум Челлендж Корпорейшен" выделила $200 млн безвозвратной помощи на новые дороги.
В отличие от Украины, Молдова придерживается стандартов прозрачности международной помощи и является членом IATI – Международной инициативы прозрачности помощи, в которую вовлечены почти все доноры комитета помощи развитию Организации экономического сотрудничества и развития в Европе, что очень позитивно для международной репутации.
Молдова обогнала нас и в сотрудничестве с ЕС по линии финансирования Европейским инструментом соседства, и в выполнении требований защиты финансовых интересов ЕС в соответствии с Соглашением об ассоциации.
В 2016 году Молдова приняла закон, который приравнял грантовые средства Евросоюза к бюджетным средствам и ввела уголовную ответственность за их нецелевое использование.
Молдовское антикоррупционное бюро подписало меморандум с Европейским офисом по борьбе с мошенничеством о сотрудничестве в области расследования злоупотреблений в проектах, финансируемых ЕС. То есть нельзя сказать, что работа была бесполезной.
Толчок, который был дан еще несколько лет назад, вывел Молдову на другой уровень в сфере международного сотрудничества.
Из всего этого я делаю такой вывод.
Даже если верхушка страны коррумпированная и нереформаторская, то, впуская реформаторов на низший уровень, система способна точечно меняться.
Однако без политической воли эти изменения будут частичными и слишком незначительными для того, чтобы говорить об эффекте трансформации для всей страны.
Автор: Елена Трегуб,
директор департамента международных программ
Министерства экономического развития и торговли
Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора