Только спокойствие: что делать, если ваш груз задержали на европейской таможне

Среда, 28 сентября 2016, 15:01 - Андрей Бычковский, предприниматель

Все государства, которые не входят в состав Европейского Союза, определяются на внешнеэкономическом рынке как третьи страны. Поэтому товар, который ввозят на территорию Германии (а значит, и на территорию ЕС), приобретает статус Zollgut, что в свободном переводе означает "товар внешнего происхождения".

Именно такие грузы подвергаются более тщательному контролю, в частности, специальным процедурам растаможки – вполне стандартной проверке сертификатов и соответствий.

Но даже тех, кто тщательно изучил условия транспортировки и собрал пакет необходимых документов, на границе могут ожидать сюрпризы. Особенно если речь идет о немецкой таможне.

Как это было

Для нашей компании с польской регистрацией потребовалось доставить груз из Китая в Польшу. Точкой растаможки была выбрана Германия, так как польские компании, завозя свою продукцию напрямую, обязуются сразу же оплатить VAT - налог в размере 21% от стоимости всего товара.

В нашем случае это был контейнер с продукцией на внушительную сумму, потому транспортировка через Германию казалась более разумным вариантом, ведь согласно закону, в этом случае оплата VAT откладывается до момента продажи груза.

Именно тут,  в Бремерхафене, возникли проблемы с прохождением контроля. Осмотрев наш груз, немецкий таможенник отдал приказ: в приеме товара отказать, а содержимое контейнера уничтожить.

С нашей стороны отсутствовали какие-либо нарушения, но одного мы не учли – немецкие контролеры разительно отличаются от других своих европейских коллег.

Казалось бы, полный пакет документов и достаточно безопасный тип груза не должны были вызвать вопросов, но отсутствие необязательного сертификата TÜV (Союза немецкого надзора) сыграло против нас.

Аналогичный сертификат безопасности, выданный французским агентством, не убедил таможенника пропустить контейнер, и часть товара мы все же потеряли.

Конфронтация

Универсального совета по решению проблемы с представителями немецкой таможни не существует. Местные контролеры не жалеют времени на проверку каждой мелочи – они тщательно изучают все составляющие грузового контейнера, его назначение и комплектацию.

Найдя малейшее отклонение от нормы, таможенник сразу же принимает решение избавиться от товара без необходимости передерживать его для выяснения обстоятельств.

Только оперативные действия, знание немецкого языка и готовность потратить уйму времени на построение диалога смогут помочь предпринимателю сохранить свою продукцию.

Не стоит сразу же бежать к юристам – их услуги в Европе обойдутся очень недешево. У каждого специалиста свои цены, но средний чек за 10 дней работы будет включать сумму с четырьмя нулями.

Изначально важно понять причину возврата груза – возможно, речь идет не обо всем товаре, а о его составляющей. Стоит проверить даже такие мелочи, как, например, бренд кабеля, который может оказаться защищенным местным патентом и потому запрещенным к ввозу.

Применив весь свой ораторский талант, владелец груза сможет уберечь хотя бы его часть, уничтожив только контрафактный провод.

И только если через полтора-два месяца переговоров обе стороны к консенсусу так и не пришли, наступает время идти к специалистам.

Если все документы в порядке и груз действительно законен, немцы сдаются раньше. С ними, как и в любой другой ситуации, можно найти общий язык и решить ситуацию полюбовно.

Но ни в коем случае не стоит предлагать взятку или другое вознаграждение – тут работают только по инструкции и за любые неоднозначные действия можно получить как минимум серьезное предупреждение.

Всегда готов

Во избежание проблем с немецкой таможней следует подготовить полный пакет документов, а именно:

- заявление на таможенное оформление товара (письменно или в электронной форме через систему ATLAS), в котором указывается точное описание товара и его стоимость, а так же другие характеристики;

- дополнительно заявление стоимости товара, если стоимость груза превышает 10 тыс. евро;

- торговые счета, внешнеторговый договор, транспортные накладные, разрешение на ввоз, лицензии, сертификаты качества и происхождения товара, документы контроля и т.д.;

- сертификат TÜV, который может и не пригодиться, но лучше не рисковать.

Задержка груза на таможне – не самая приятная процедура, но и не повод для паники и необдуманных действий. Построение коммуникаций, спокойная реакция и готовность к диалогу с представителями контроля принесет куда больше пользы, чем попытка устроить скандал.

Бытует мнение, что немецкая таможня – одна из самых сложных точек контроля прибывающих в ЕС грузов, но если следовать правилам и не нарушать договоренности, проблем не возникнет.

   

 

Автор: Андрей Бычковский,

основатель компаний "Ленточка" и Cintapunto

Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора