Украине пора в Институт. Как сделать эффективным новый орган продвижения страны в мире
Решение о создании Украинского института, о котором рассказал глава МИД Павел Климкин, вряд ли станет лучом света в темном царстве. На стадии обсуждения стоит обратить внимание на несколько важных аспектов.
Во-первых, идея не нова, и ряд аналогичных институтов, созданных государствами, имеющими гораздо больше ресурсов для продвижения собственного имиджа за границей, это только подтверждает.
Конкурировать с "Гете-Институтом" или "Россотрудничеством" с его разнообразными инструментами Украине будет сложно – это стоит понимать с самого начала.
Во-вторых, продвижение имиджа связано с людьми.
Хорошо, что культурной политикой Украины в Париже занимается Ирэна Карпа, однако не факт, что другие широко известные деятели культуры (Андрей Курков, Юрий Андрухович, Сергей Жадан и другие) бросят все свои дела и сосредоточатся на продвижении национальных интересов в гуманитарной сфере. Скорее их стоит использовать в качестве послов по чрезвычайным поручениям, не привязанных к конкретной стране.
В-третьих, нам нужны современные технологии рассказа об Украине.
Речь не только о формате донесения (с этим могли бы справиться, например, разработчики Prometeus), но и о мировоззренческих основах. Нашей стране нужно продуцировать и распространять положительные новости о себе, но, конечно, не в стилистике кондового агитпропа. Они должны подкрепляться демонстрацией экономических преимуществ нашего государства, по возможности – предметных и понятных партнерам.
В комплексе Украина должна отправлять простой месседж: я – надежный партнер, который вам будет интересен и полезен.
В-четвертых,
стоит прибегнуть к определенной градации усилий, направленных на продвижение имиджа Украины за рубежом.
В соседних странах можно организовать агитационные автобусы, которые будут рассказывать об Украине и ее особенностях местным жителям. Не секрет, что информации о жизни в большинстве соседних стран нам поступает мало, как и им – об украинских реалиях.
Стратегическим партнерам (перечень которых стоит четко определить) можно предложить интересные совместные проекты. Странам третьего мира – информацию об Украине и ее месте на карте их экономических и политических интересов.
Внешнеполитическая ситуация не дает права на ошибку в вопросе создания Украинского института, поэтому он должен стать эффективным инструментом продвижения национальных интересов, которые нужно четко сформулировать до того, как откроет свои двери первый филиал института.
Автор: Евгений Магда,
политолог, доцент НТУУ КПИ имени Игоря Сикорского
Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора