Дипломатия кладбищ. Почему Киев должен особо отреагировать на события в Грушовичах

Четверг, 27 апреля 2017, 16:33 - Юрий Панченко, Европейская правда

После ряда провокаций на украинско-польском пограничье, кажется, "пробить дно" уже сложно.

Однако события в польском селе Грушовичи явно отличаются от предыдущих, а следовательно, требуют совсем другой реакции от Украины.

26 апреля представители польских националистических организаций демонтировали на местном кладбище надгробный памятник воинам УПА. Здесь стоит напомнить, что это не первое нападение на украинские памятники в регионе. Тот самый памятник в Грушовичах неоднократно атаковали неизвестные.

И в этом ключевая разница между событиями. До сих пор атаки на украинские погребения были делом анонимных вандалов. По крайней мере так выглядела официальная польская позиция.

То, что польские власти, особенно в последние годы, смотрели на эти выходки сквозь пальцы – отнюдь не секрет. Однако официально польские власти не становилась на сторону вандалов.

В декабре прошлого года ЕвроПравда готовила репортаж из Перемышля – именно в этом регионе и происходит большинство нападений на украинские памятники. Тогда внимание к городу привлек другой эксцесс – во время торжественного "Марша орлят перемышльских и львовских", который состоялся под патронатом мэра города, один из участников закричал под Украинским народным домом "Смерть украинцам", а другие участники шествия поддержали его.

Тот инцидент впервые вызвал дипломатическую реакцию на подобные события. Как следствие, провокатора вскоре задержали.

 

Тогда, общаясь с заместителем президента города Гжегожем Гайдером, мы подняли и вопрос уничтожения погребальных памятников. Тогда в мэрии уверяли: не стоит путать действия отдельных вандалов с политикой по упорядочению нелегальных кладбищ.

"Мы с пониманием относимся к тому, что если в Украине есть нелегальные польские захоронения, то они должны быть или перенесены, или легализованы. Почему же на аналогичные наши действия такая острая реакция? Тем более, часто речь не идет о захоронении в полном смысле слова. Часто это псевдозахоронения – без гроба и покойника, а потому их лучше называть памятными местами. На такие места принципы захоронений не распространяются.

Мы верующие люди, и мы с уважением относимся к захоронениям, даже если там похоронены наши враги. Для сравнения, у нас есть немецкое военное кладбище, и город заботится о его состоянии. Но дикостью было бы говорить о памятнике бойцам вермахта. Мы уважаем и украинские военные захоронения, но не согласны на монументы", – заявили тогда в мэрии.

Но нынешние события в Грушовичах полностью уничтожают эти аргументы. Ведь был разрушен именно погребальный монумент, а эти действия были проведены в присутствии войта гмины Стубно.

Именно поэтому есть все основания говорить, что последние события – это тестирование совсем другого уровня борьбы с украинскими памятниками в Польше. Борьбы, которая теперь официально проводится на государственном уровне. И поэтому на него никак нельзя ответить только очередным заявлением МИД.

Какие аргументы в защиту своих действия может привести Польша?

Отсутствие официального статуса этого захоронения? Но международное законодательство, включая украинско-польское соглашение о сохранении мест захоронения, требует уважительного отношения ко всем могилам.

Размеры и вид монумента? Однако эти самые соглашения не регламентируют, что под защиту подпадают только "правильные" захоронения.

В такой ситуации единственный аргумент, который остается у Варшавы – утверждать, что речь идет о псевдозахоронениях, аргументируя отсутствие достаточных доказательств о покойниках.

Но, следуя такой логике, можно поставить под сомнение большинство захоронений как времен Второй мировой, так и первых послевоенных лет.

 

Именно поэтому Грушовичи могут стать опасным прецедентом. Если Украина не отреагирует адекватным образом.

Уникальность нынешней ситуации требует более жестких действий. Необходимо требовать уголовного наказания для участников акции, ведь надругательство над местом захоронения является преступлением и в польском законодательстве.

Напоследок – о вине Украины в сложившейся ситуации.

Долгое время официальный Киев закрывал глаза на происходящее. "Точкой невозврата" стал скандал в Перемышле, который уже упоминался ранее.

Тогда официальная реакция Украины заставила впервые реагировать на такие преступления. Казалось, мы на правильном пути.

Однако ситуацию испортила СБУ, сначала запретив въезд в Украину мэру Перемышля, а впоследствии – отменив этот запрет.

Да, этот запрет выглядел явно непродуманным шагом, но такая дипломатическая слабость существенно испортила наши позиции. Мы показали, что не готовы отстаивать свою позицию.

В конце концов, это привело к провокации в Грушовичах.

Остается надеяться, что теперь украинская реакцию будет более продуманной, а главное – последовательной.

Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора