Татьяна Ковтун, посольство ЕС: "Часть реформ Украина не успевает провести до дедлайна"

Понедельник, 15 декабря 2014, 13:25 - Олеся Мигаль, Вера Тубальцева, для Европейской правды

Европейская правда уже публиковала серию материалов, касающихся Контракта по строительству государства. (

В соответствии с этим договором ЕС выделяет 355 млн евро безвозвратной помощи на проведение реформ в Украине.

Первая часть финансирования уже поступила в Украину. Чтобы наша дежава получила остальніе средства, Киев должен выполнить ряд условий.

Можем ли мы рассчитывать на успех? Выполняет ли наше правительство требования ЕС?

Об этом в интервью "Европейской правде" и Бюллетеню представительства ЕС рассказала Татьяна Ковтун, руководитель сектора представительства Европейского Союза в Украине.

– Что именно предусматривает антикоррупционная составляющая Контракта по развитию государства?

– Контрактом предусмотрено создание Антикоррупционного бюро, которое будет отвечать всем стандартам независимости. Необходим конкурсный отбор на должности руководителя и всех работников бюро, надлежащая оплата труда и, что самое важное, до середины 2015 года бюро должно иметь уже определенную статистику расследований.

Это бюро должно расследовать коррупцию на высшем уровне.

Сейчас его "целевой аудиторией" являются руководство правительства, министры и их заместители, губернаторы, судьи, нардепы. Следовательно, бюро должно заниматься не расследованием мелких взяток, а именно коррупционными преступлениями, совершенными должностными лицами высокого уровня. Или же случаями, когда размер злоупотребления очень велик.

Другое требование Контракта - это реформа системы декларирования доходов и криминализация незаконного обогащения.

Наша проблема в том, что довольно часто коррупционные преступления очень сложно доказать. Например, общество видит, что у государственного служащего, который много лет получает фиксированную зарплату, вдруг появляется ценное имущество - машины, дома, яхты.

Такой необъяснимый рост состояния является незаконным обогащением.

Благодаря внесенным в закон изменениям  теперь это считается преступлением.

Согласно новым нормам, чиновник должен будет доказать законность источников доходов. Также все чиновники должны будут подавать декларации о своем имуществе, доходах в электронном виде на веб-портале для того, чтобы все граждане имели доступ к этой информации.

Ожидается, что будет проводиться проверка этих деклараций и будет наступать ответственность за неподачу декларации или недостоверную информацию.

Требования, прописанные в Контракте по развитию государства, в определенной мере реализованы в законах о борьбе с коррупцией, принятых 14 октября. Эти законы предусматривают создание и Антикоррупционного бюро, и Агентства по предупреждению коррупции, которое будет заниматься предупреждением конфликта интересов, проверкой деклараций государственных служащих и т.п.

– Как ЕС оценивает качество принятого пакета законов?

– Мы считаем, что антикоррупционный пакет - действительно революционный, для этих законов уже давно пришло время, но раньше для их принятия не было политической воли.

Сейчас же обстоятельства сложились таким образом, что под давлением общества эти законы были приняты непосредственно перед парламентскими выборами.

Но теперь возникает следующий вопрос - действительно ли есть политическая воля для выполнения таких законов?

Это станет известно к середине 2015 года, потому что есть определенный график их вступления в силу. Например, закон "Об антикоррупционном бюро" вступает в силу 25 января, закон "О предупреждении коррупции" - 25 апреля, и они предусматривают определенный набор действий.

А уже сейчас должен пройти конкурсный отбор на должность директора Антикоррупционного бюро, он должен проходить открыто, с привлечением журналистов. Следя за его ходом, и общество, и доноры смогут увидеть, есть ли политическая воля внедрять предусмотренные реформы.

– Коррупция в государственных закупках является одной из крупнейших проблем украинской экономики. Недавно был принят новый закон о госзакупках. Как ЕС оценивает его потенциал для сокращения коррупции в этой сфере?

– Действительно, в апреле 2014 года была принята новая редакция закона "О государственных закупках". Эксперты ЕС неоднократно отмечали, что положения этого закона, по сравнению с предыдущими его версиями, максимально соответствуют европейским стандартам.

Позитивом является то, что сократилось число исключений из закона.

Но есть большая проблема в том, что в Раде уже зарегистрированы законопроекты, которые выводят из-под действия закона определенной сферы закупок.

То есть начались попытки расширить перечень исключений. В этом состоит огромный риск  - возможно, что достижения в данной сфере будут нивелированы.

Требует внимания также практическая реализация закона. В частности, это касается электронных закупок, для чего требуется внедрение инструментов "электронного правительства".

– По Вашим оценкам, получит ли Украина второй транш в рамках контракта? Ведь существуют конкретные требования к государству, по которым будет возможна выплата помощи.

– Сумма второго транша будет разделена по критериям. ЕС установил восемь критериев, которые Украине необходимо выполнить до июня 2015 года, чтобы получить эти средства. Условно говоря, если правительство выполнит один из восьми критериев, то сумма составит 1/8 транша; кроме того, для разных критериев установлены свои коэффициенты.

 Для просмотра инфографики нажмите на картинку

Если будет проведена реформа декларирования доходов, расходов и имущественного положения госслужащих - создан налоговый веб-портал, все служащие будут заполнять свои декларации онлайн, и все граждане смогут их видеть; а также будет реформирована система урегулирования конфликта интересов на государственной службе - в это мсучае сумма второго транша составит примерно 13 млн евро.

Создание Антикоррупционного бюро в соответствии со стандартами честности, профессионализма, конкурсного отбора также станет вкладом в получение второго транша.

Чтобы определить окочательную сумму, экспертами ЕС и гражданским обществом будет проведена оценка - действительно ли выполнено то или иное требование.

Есть риск, что полную сумму транша Украине получить не удастся. Определенные реформы страна уже не успевает провести до дедлайна.

К примеру, новая система декларирования (по закону "О предупреждении коррупции"), вступит в силу лишь 25 апреля 2015 года, а госслужащие должны подать декларации до 31 марта.

Поэтому в 2015 году декларирование будет происходить по старой системе - в бумажном виде, без открытого доступа общественности и без надежной системы проверки этих деклараций.

Хотя может случиться чудо - огромная политическая воля.

Когда депутаты поймут, что государство теряет грантовые средства, возможно, они введут в действие этот закон раньше. Возможно, уже в феврале создадут веб-портал, примут правила. Но такой сценарий маловероятен.

– Может ли гражданское общество изменить ситуацию?

– Конечно. Около месяца назад гражданская инициатива "Реанимационный пакет реформ" подала на рассмотрение представительства ЕС в Украине свою оценку выполнения контракта по развитию государства. Это вопрос пиара. Если эти проблемы будут освещаться для широкой общественности, то ситуацию можно будет изменить. Но для этого осталось очень мало времени.

– На какие сферы должны распределяться средства, которые ЕС предоставляет Украине в рамках гранта?

– ЕС не отслеживает, куда должны поступать эти средства, по принципу нецелевой бюджетной поддержки.

Украинское правительство, согласно своим правилам использования средств, вносит полученные деньги в доходную часть бюджета, распределяя их на наиболее критичные статьи расходов. Это могут быть расходы на финансирование пенсионного фонда, органов власти или оборонной сферы.

Украина самостоятельно определяет, куда тратить средства, но должна обеспечить выполнение взятых обязательств.

Авторы:

Олеся Мигаль, Вера Тубальцева

Интервью опубликовано в сотрудничестве с Бюллетенем Представительства ЕС в Украине.