Какую концепцию безопасности будет продвигать Киев для защиты от России
Офис президента Украины представил свое видение гарантий безопасности для Украины, которые были наработаны группой международных советников во главе с бывшим генсеком НАТО Андерсом Фогом Расмуссеном.
Проект договора, получивший странное название Kyiv Security Compact, еще не финализирован – его представили в виде концепции, однако, похоже, что Киев серьезно настроен довести его до результата.
Все, что известно о "Киевском договоре безопасности" с анализом – в статье редактора ЕвроПравды Сергея Сидоренко Гарантии от Ермака и Расмуссена: какой подход к безопасности Украины будет продвигать Зеленский.
Идея о том, что Украина вместе с завершением войны должна получить гарантии безопасности от Запада, чтобы исключить повторное нападение, появилась у официального Киева еще в марте.
1 июля заработала специальная группа по вопросам международных гарантий безопасности для Украины с сопредседательствованием Ермака и Расмуссена, которой поручили подготовить концепцию действенных, но реалистичных гарантий. А 13 сентября ее работа завершилась – ОПУ обнародовал итоговый документ.
Одно из главных отличий от звучавших весной идей – то, что Китая (а тем более России) не будет в перечне государств-гарантов. В число государств-гарантов вошли почти исключительно государства-члены НАТО. Исключение – Австралия, которой также было предложено присоединиться к союзу гарантов.
В число государств-гарантов вошли почти исключительно государства-члены НАТО. Исключение – Австралия, которой также было предложено присоединиться к союзу гарантов.
Второе отличие представленной концепции от планов, звучавших весной – нехватка конкретных обязательств, которые раньше в ОПУ называли обязательным элементом (например, "количество самолетов, которые поставит страна Х"). Представленный договор будет скорее рамочным и будет уточняться договоренностями с каждой конкретной страной.
Третье отличие от той схемы, которая звучала от Киева во время переговоров с Россией и несколько месяцев после них – это то, что договор безопасности не противоречит курсу Украины на вступление в НАТО. Напротив, можно говорить об определенной синергии между этими процессами.
И последнее, четвертое ключевое отличие – то, что речь идет о "дереве международных соглашений", а не об одном всеобъемлющем, как это предлагали, в частности, на переговорах в Стамбуле. Это также повышает шансы того, что договоренность не останется просто в планах.
Пока текста "Киевского компакта безопасности" не существует в природе – есть только его концепция, которую сейчас изучают или будут изучать партнеры. Далее, как рассчитывают в ОПУ, последует его межгосударственное согласование. Андрей Ермак говорит, что рассчитывает на подписание первого базового документа до конца года. Но, как уже говорилось выше, "мясо" гарантий безопасности будет не в "компакте", а в двусторонних соглашениях, согласование которых сложнее, поскольку требует ратификации в парламентах.
Некоторые нормы представленной концепции точно придется скорректировать. Например, пункт о том, что в случае нового нападения РФ государства-гаранты обязуются автоматически возобновить санкции до уровня не менее 1 сентября 2022 г. – заранее нерабочий для государств ЕС. Потому что гарантами они становятся поодиночке, а санкции принимаются на уровне ЕС консенсусом, и любая Венгрия может их заблокировать.
Поэтому Киев должен быть готов к компромиссам даже по нынешним планам.
Более подробно, включая блицинтервью Андрея Ермака и Андерса Фога Расмуссена, – в материале Сергея Сидоренко Гарантии от Ермака и Расмуссена: какой подход к безопасности Украины будет продвигать Зеленский.