Почему новый еврозакон о почтовой связи вызвал скандал

Аналитика коротко
Вторник, 8 ноября 2022, 16:02

3 ноября 2022 года Верховная рада приняла наконец-то "Закон о почтовой связи".

Впрочем, принятие закона сопровождалось скандалом – почтовый оператор "Новая почта" раскритиковал закон и заявил, что он не соответствует европейским директивам. Компания направила открытое письмо комитету Верховной рады по вопросам транспорта и инфраструктуры, где изложила свои замечания.

О том, действительно ли он противоречит евродирективам и нет ли там других проблем, читайте в колонке старшего научного сотрудника Института экономических исследований и политических консультаций Ирины Коссе Евроинтеграция по почте: соответствует ли директивам ЕС закон о почтовой связи.

Положения Директивы 97/67/ЕС должны были быть введены в Украине еще в начале 2019 года (на это отводилось два года). Соответствующий законопроект разрабатывался Мининфраструктуры еще с 2015 года.

Автор колонки отмечает, что законопроект прошел несколько кругов обсуждений с игроками рынка, предложения почтовых операторов были в значительной степени учтены.

"Среди прочего, законопроект определял, какие услуги относятся к универсальным. К универсальным услугам, в частности, были отнесены почтовые отправления весом до 2 кг, посылки весом до 10 кг, секограммы (печатные издания для незрячих) весом до 7 кг, а также регистрируемые и с объявленной ценностью почтовые отправления", – пишет Ирина Коссе. 

По ее словам, 16 декабря 2021 года Верховная Рада Украины приняла проект Закона "О почтовой связи", согласно которому вводились некоторые положения Директивы 97/67/ЕС, а уже 3 ноября этого года были приняты очередные изменения в закон.

Эти изменения и стали объектом критики со стороны "Новой почты", отмечает эксперт.

По мнению компании, предоставление Нацкомиссии по госрегулированию в сферах электрокоммуникаций, радиочастотного спектра и предоставления услуг почтовой связи (НКРСИ) полномочий контроля над всеми услугами и всеми операторами почтовой связи (а не только того, что касается предоставления универсальных услуг) является необоснованным.

"Новая почта" справедливо отмечает, пишет автор колонки, что Директива 97/67/ЕС определяет необходимость контроля только за деятельностью поставщика универсальных почтовых услуг.

Следующее замечание "Новой почты": закон определяет, что международный почтовый обмен могут осуществлять почтовые операторы, которые имеют код оператора во Всемирном почтовом союзе (ВПС). Сейчас такой код имеет только "Укрпочта".

А поскольку Украина не влияет на выдачу кодов ВПС, то почтовые операторы окажутся в неравных условиях. "Новая почта" предлагает требование о необходимости кода Всемирного почтового союза убрать, а взамен поставить требование получать согласование в НКРСИ и Таможенной службе.

"Действительно, от Украины зарегистрирована в ВПС только "Укрпочта", и добавить туда других операторов очень сложно, если вообще возможно.

Поэтому здесь можно согласиться с "Новой почтой", что требование членства в ВПС может считаться установлением неравных условий. Однако сам Всемирный почтовый союз также понимает, что рынок почтовых услуг развивается и нужно включать новых членов", - считает старший научный сотрудник Института экономических исследований и политических консультаций. 

Решение о расширении членства в ВПС на более широкий круг организаций обещают принять уже в следующем году.

Вместе с тем можно сказать, что принятый закон, наоборот, слишком либеральный, отмечает автор колонки. 

Ведь он должен был требовать лицензирования "Укрпочты" и других операторов, которые захотят предоставлять универсальные почтовые услуги, но этого не делает.

Кроме того, если уж следовать букве закона, добавляет Ирина Коссе, то в законе "О почтовой связи" не хватает еще некоторых определений, которые есть в Директиве 97/67/ЕС: "провайдер почтовых услуг", "единица корреспонденции", "заказное отправление", "отправление с объявленной стоимостью", "провайдер общего обслуживания", "общее разрешение" и т.д.

Если подытожить, то новопринятый закон "О почтовой связи" прямо не противоречит Директиве 97/67/ЕС, хотя и не учитывает всех ее положений, резюмирует эксперт. 

Зато украинский закон предоставляет регулятору (НКРСИ) больше полномочий, чем предусмотрено европейскими директивами. Это не является нарушением Соглашения об ассоциации, но является отходом от политики уменьшения регулирования на рынках и большей либерализации услуг.

Подробнее - в колонке Ирины Коссе Евроинтеграция по почте: соответствует ли директивам ЕС закон о почтовой связи.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: