Кто и в Украине должен вести переговоры об условиях вступления в ЕС
Среда, 7 декабря 2022, 09:33
Хотя Украина только в июне 2022 года получила статус кандидата в члены Европейского Союза, она уже готовится к началу вступительных переговоров с ЕС.
Учитывая критическую важность открытия переговоров о вступлении и беспрецедентные условия, в которых Украина вынуждена идти по этому пути, Центр "Новая Европа" (ЦНЕ) решил сделать свой аналитический вклад в этот процесс, исследовав опыт 4 государств-членов ЕС (Польши, Чехии, Латвии и Хорватии) и двух кандидатов (Черногории и Северной Македонии).
Полностью исследование ЦНЕ будет представлено на мероприятии в Киеве в пятницу 9 декабря.
Европейская правда имела возможность ознакомиться с фрагментом документа и публикует фрагменты одной из самых актуальных его глав.
Подробнее – в статье Алены Гетьманчук, Лео Литра из центра "Новая Европа" Переговоры с неизвестными: кто и как должен договариваться о членстве Украины в ЕС.
В странах, которые проходили через процесс вступления в ЕС или до сих пор находятся в нем, когда общаются с украинцами – акцентируют внимание на важном кадровом вопросе: невозможно дойти до вступления без правильных людей, которые ведут переговоры.
В странах Центральной Европы и Западных Балкан существует преобладающее мнение, что процесс должен быть достаточно инклюзивным, с приглашением в переговорные команды специалистов с разным опытом и бэкграундом.
Вести переговоры силами только госслужащих – проигрышная стратегия.
Например, в большинстве исследуемых стран в переговорные команды входили (или входят) представители университетов, аналитических центров, общественных организаций, профсоюзов и т.п.
Один из неочевидных приоритетов во время переговоров – удержать людей, которые их ведут, "не дать" им прервать эту работу. И речь идет не только о финансовом вознаграждении, государство должно искать и другие стимулы. Потому что как только кто-то из переговорщиков покидает процесс, это сказывается на его динамике.
По оценкам некоторых переговорщиков, чтобы подготовить "нового" человека к участию в переговорном процессе, нужно не менее 6 месяцев.
Идеальный вариант – иметь одного и того же руководителя переговорной команды и руководителей рабочих групп на протяжении всего процесса переговоров.
Интересно, что во всех странах советуют делать ставку на молодых людей.
У них меньше опыта и знаний, но они часто преданы делу вступления в ЕС, являются в положительном смысле фанатиками идеи членства, а переговоры о вступлении в ЕС будут для них миссией их жизни – так, как они были для ряда переговорщиков из стран Центральной Европы и Балтии.
Возможно именно поэтому средний возраст переговорщиков некоторых новых членов (как, скажем, Хорватии) составлял 27 лет.
Еще один дружеский совет от переговорщиков с опытом – привлекать как можно больше специалистов по точным наукам, потому что процесс переговоров – это, по их словам, сплошные таблицы и цифры. А также, секторальных специалистов из министерств и специалистов с прекрасным владением "языка Брюсселя", которые способны "перевести" позиции секторальных экспертов из министерств на этот язык.
Отдельного внимания заслуживает вопрос привлечения консультантов и советников из стран ЕС во время переговоров. Опыт других стран демонстрирует, что к привлечению таких консультантов нужно подходить очень избирательно.
Какие органы должны отвечать за переговоры?
По опыту других государств, достигших успеха на этом пути, наиболее распространенными являются модели, когда вступительными переговорами занималась спецструктура (офис/бюро) при премьер-министре или же Министерство иностранных дел. В отдельных случаях речь шла о создании отдельного Министерства европейской интеграции.
Подробнее – в материале Алены Гетьманчук и Лео Литра Переговоры с неизвестными: кто и как должен договариваться о членстве Украины в ЕС.