Как год в отставке превратил Меркель из "лидера ЕС" в ответственного за войну и кризис
Прошел год с тех пор, как канцлером Германии был избран Олаф Шольц, а Ангела Меркель ушла на политическую пенсию после 16 лет во главе правительства.
Год назад Меркель была едва ли не самым популярным и однозначно самым авторитетным европейским лидером. Это мнение господствовало и на родине (где за ней закрепилось прозвище "Мутти", то есть "мама"), и в целом на международной арене.
Но война в Украине изменила оценку ее наследия. Появилось немало голосов, которые видят в нынешней ситуации ее вину. Словом, Германия пожинает плоды критической зависимости от российского газа и недофинансирования своих вооруженных сил.
Что об этом думает сама экс-канцлер? Подробнее – в статье журналистки "Европейской правды" Кристины Бондаревой Год без извинений: что думает Ангела Меркель о своих провалах во главе правительства Германии.
В декабре 2022 года, накануне годовщины своей отставки, Меркель дала три больших интервью немецким изданиям Spiegel, Stern и Zeit. Говорить она решила только теперь, в то время как сразу после выхода на пенсию экс-канцлер, казалось, залегла на дно.
Меркель сознательно пыталась отстраниться от войны, развязанной Россией в Украине.
В то время как канцлер настаивала на правильности своего "отстранения" от событий в мире, мир ожидал от нее противоположного. Ведь с 2014 года она возглавляла усилия европейцев в попытках найти мирное решение в конфликте между агрессором и жертвой, Россией и Украиной.
Впервые Меркель вышла из тени и согласилась на публичные пространные комментарии относительно своего канцлерства и войны в Украине только в июне, в общении с журналистом Spiegel Александром Осангом.
Подытожить озвученные ею тезисы можно одной цитатой: "Не обвиняйте меня". Собственно, под таким заголовком издание и опубликовало свой материал.
Меркель отвергла критику относительно умиротворения ею государства-агрессора РФ.
Она настаивала: в сложившихся обстоятельствах в прошлом ничего нельзя было сделать иначе, более того – свои действия она считает абсолютно правильными.
И о своем решении в 2008 году отказать Украине в предоставлении Плана действий по членству в НАТО она, как убеждает, совсем не жалеет.
Меркель считает, что в Бухаресте, а затем и во время минских переговоров она выиграла время, чтобы Украина окрепла и смогла подготовиться к отражению путинской армии.
В своем первом публичном появлении после завершения канцлерства летом Меркель продолжала настаивать, что альтернативы ее осторожному дипломатическому курсу не было. "Если дипломатия терпит неудачу, это не значит, что это плохая дипломатия. Поэтому я не буду извиняться", – говорит Меркель.
Единственное, о чем публично сожалеет Меркель – то, что ей не удалось создать архитектуру безопасности, которая бы предотвратила российско-украинскую войну.
Она до сих пор защищает немало своих решений, которые с точки зрения Украины являются откровенно ошибочными. Среди них, кроме уже упомянутого Бухареста – поддержка "Северного потока-2" и отказ признать, что газ был оружием в руках Путина; отказ вооружать Украину; безрезультатные попытки создать очередную переговорную площадку с РФ накануне российского вторжения.
Едва ли не единственный момент, в котором проявляется способность Меркель к самокритике, касается недостаточного оснащения Бундесвера.
Накануне годовщины отставки Меркель пресса пестрит неприятными для нее оценками.
Stern пишет, что война в Украине ставит под сомнение ее политику, Spiegel отмечает, что Меркель превратилась из эффективного антикризисного менеджера в виновника кризиса, Handelsblatt сомневается, была ли она великим канцлером, The Economist пишет об угасшей славе и очевидных ошибках, общественный вещатель "Радио Берлина и Бранденбурга" (RBB) утверждает, что памятник Меркель начал трещать.
Например, президент Франк-Вальтер Штайнмайер, многолетний министр в правительствах Меркель, признал ошибочной приверженность Берлина к "Северному потоку-2", а попытки включить Россию в общую архитектуру безопасности назвал неудачными. Да и в целом изменение позиции Штайнмайера, вкупе с признанием им своих ошибок, является впечатляющим (детали – в публикации "Для Германии это новая эпоха": историческая речь Штайнмайера").
Бывший глава Бундестага и ветеран Христианско-демократического союза Вольфганг Шойбле публично сожалел о том, что Германия не хотела видеть действий России в Чечне и не прислушалась к предупреждениям союзников, что после нападения РФ на Грузию дальше пойдут Украина, Молдова, страны Балтии и Польша.
Другой многолетний соратник Меркель, председатель комитета Бундестага по внешней политике Норберт Реттген, убежден, что грядущую войну Путина в Украине просто "не хотели замечать".
Но раздаются голоса и в защиту "Мутти".
Подробнее – в материале Кристины Бондаревой Год без извинений: что думает Ангела Меркель о своих провалах во главе правительства Германии.