Почему Евросоюз может закрыть глаза на качество реформы Конституционного суда

Аналитика коротко
Понедельник, 24 апреля 2023, 13:00

Реформа Конституционного суда является одной из самых проблемных в современной украинской истории.

В ВР зарегистрировали законопроект №9225, который якобы должен решить проблему, но только на самом деле еще в большей степени политизирует процедуру отбора судей Конституционного Суда Украины.

Но нетипично действует не только Украина, но и Евросоюз, идет речь в статье Михаила Жернакова, Степана Берка, Галины Чижик и Екатерины Бутко Мастер-класс шантажа Европы: как Киев убеждает партнеров закрывать глаза на срыв реформ.

В команде президента на ключевых позициях все еще есть люди, которые не знают другого стиля управления государством, кроме ручного. А тенденции к концентрации власти еще более выражены во времена войны.

В это время возрастает роль Конституционного суда, главная задача которого – защищать Конституцию и установленный ею строй от попыток узурпации, а людей – от произвольных решений государства. Для этого КСУ может признавать неконституционными законы, решения президента и правительства.

Но что же не так с новым законопроектом? В ноябре 2022 года Верховная рада в спешке приняла закон, который, однако, не соответствовал рекомендациям "Венецианки". Состав и порядок принятия решений Консультативной группы экспертов (КГЭ), которая должна была осуществлять отбор кандидатов в КС, сохранял политический контроль за процессом

Таким образом, шансы на назначение судьей КСУ будут иметь только те кандидаты, которые получили поддержку двух политически ангажированных членов Совещательной группы экспертов. В составе группы по представителю Верховной рады, президента и съезда судей, а также три межзнародных эксперта. 

Модель "3 на 3" не позволяет отобрать самых эффективных кандидатов, потому что заставляет иностранных членов идти на компромиссы. К тому же международные эксперты не хотели вступать в конфронтацию и не часто использовали свое право решающего голоса. И в дополнение, назначенные властью члены комиссии получают право вето на назначение тех кандидатов, независимость которых они считают угрозой.

Для обеспечения независимости СГЭ следует дополнить седьмым членом, делегированным международными партнерами, и предусмотреть принятие решений четырьмя голосами, как это ранее подчеркивали Венецианская комиссия и ЕС.

Да и с Венецианской комиссией что-то пошло резко не так в декабре 2022 года. Она неоднократно меняла рекомендации по указанному законопроекту. 

На этой неделе эксперты комиссии вновь будут оценивать законопроект №9225. Ее выводы снова могут сильно отличаться от предыдущих.

Не менее проблемным является отношение к этому вопросу Евросоюза, который определил реформу отбора судей КСУ как критерий №1 для Украины – а теперь готов закрыть на это глаза. 

Еще интереснее то, что ЕС, мотивируя изменение своей позиции, говорит, что его украинские собеседники... "очень эмоционально" реагируют на любые разговоры о седьмом члене. 

То есть вес имеют интересы не государства-кандидата, не самого ЕС и даже не рациональные аргументы – а эмоции.

Подробнее обо всем этом – в материале Михаила Жернакова, Степана Берка, Галины Чижик и Екатерины Бутко Мастер-класс шантажа Европы: как Киев убеждает партнеров закрывать глаза на срыв реформ.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: