Как Польша заманивает украинцев на свой рынок труда

Аналитика коротко
Пятница, 9 декабря 2022, 13:47

Польское Министерство внутренних дел и администрации подготовило законопроект, согласно которому после 24 августа 2023 года граждане Украины должны будут регулировать свое пребывание в стране на тех же условиях, что и другие иностранцы.

До сих пор украинцы, которые въехали в Польшу после начала полномасштабной войны, могли автоматически оставаться и работать в государстве в течение 18 месяцев.   

В день массового ракетного удара по Украине 10 октября еврокомиссар внутренних дел Илва Йоханссон заявила о продлении этого механизма до марта 2024 года (но, соответствующее решение не принято).

Поэтому позиция Варшавы выглядит как шаг на опережение. 

О том, почему Польша решила пойти на такой шаг, почему украинцы выбирают Польшу для проживания и работы, а также о рынке труда для украинцев в Центрально-Восточной Европе в целом, читайте в статье руководительницы отдела легализации Миграционной платформы EWL Марии Кузенко Борьба за украинцев: почему Польша лидирует в привлечении работников из Украины.   

В последнем исследовании Миграционной платформы EWL мы проанализировали то, как украинцы, которые приехали в Европу из-за войны, интегрируются в европейские общества.  

Наш вывод: интеграция происходит главным образом через рынок труда, на который как можно скорее стремятся войти и украинские беженцы, во-первых, из-за желания работать, во-вторых, из-за поощрения правительств принимающих их государств.

Это – общее явление для всех стран, которые эксперты EWL отмечают при изучении профессиональной активизации украинцев (кроме Польши и Германии, это также Чехия и Румыния). 

В Центрально-Восточной Европе (прежде всего в Польше, Чехии, странах Балтии) украинские беженцы выходят на рынок труда быстрее благодаря большей адаптации местного бизнеса к потребностям этой группы и при посредничестве многочисленной украинской диаспоры.

Заметим, что украинки и украинцы, которые поехали в ЕС из-за войны, официально не являются "беженцами", поскольку механизм временной защиты, который дает Евросоюз, является другим юридическим статусом. Однако этот термин стал общеупотребительным в Европе и в отношении украинцев. 

Больше всего украинских беженцев в Польше трудоустроились в сфере услуг, торговле и на физическом труде.   

Подобные тенденции, учитывая отрасли – и в Германии.

В отличие от Польши, вдвое меньше в Германии украинских мигрантов среди физических работников – это, скорее всего, связано с восстановлением экономики Германии после пандемии COVID-19 и в целом с тем, что немецкий рынок труда более открыт для высококвалифицированных иностранцев.   

Центральноевропейские государства значительно больше зависимы от украинской миграции, чем Запад или Юг континента. Поэтому Польша и Чехия остро стали перед нехваткой рук в "мужских" отраслях.

В начале ноября Главное статистическое управление Польши опубликовало исследование, в котором указано, что строительная сфера, коммерческий сектор и сфера услуг почувствовали нехватку работников из Украины.  

Европейский бизнес подчеркивает быструю адаптивность и интеграцию украинских граждан в местный рынок труда. Это означает, что конкуренция за украинского работника в Европе будет расти. 

Работодатели будут бороться за украинских женщин.

Как показывают наши исследования, средний возраст украинок, переехавших в Польшу, Чехию, Румынию и Германию – 37-39 лет. Большинство женщин декларируют свое желание работать и находят работу, несмотря на то, что есть трудности с опекой над детьми.

Часть из них уже интегрируется в общество стран, куда они выехали, дети ходят в местные школы и детсады и уже начинают говорить на иностранном языке.

Сейчас украинки готовы работать ниже своей квалификации и заполнять рабочие места на предприятиях, где нужно выполнять простую физическую работу. Зато после освоения польского языка на хорошем коммуникационном уровне они могут рассчитывать на работу по специальности.

Принимая во внимание способность многих украинских женщин адаптироваться и "пробиваться" в стрессовых условиях, у них есть все шансы занять места на рынке труда наравне с местными.  

Уже сейчас польская экономика "в выигрыше" несмотря на многомиллионные социальные выплаты на украинских беженцев, поскольку мигранты присоединились к рынку труда, где существовал и до сих пор существует спрос на рабочие руки, и платят налоги.

По данным профессора Мацея Дущика из Центра исследований миграции Варшавского университета, с начала войны беженцы из Украины уплатили в Польше 10 миллиардов злотых налогов. Зато на помощь беженцам Польша потратила 3,5 миллиарда злотых.   

Поэтому, польское Министерство внутренних дел со своим проектом, который отменяет облегченную процедуру легализации украинских беженцев, скорее всего, пытается достичь нескольких целей.

Прежде всего – законодательно ввести их в сферу трудоустройства (до сих пор главное основание легализации большинства граждан Украины).

Во-вторых, таким образом Польша еще больше "привязывает" беженцев к собственному рынку труда, предусматривая то ли отток работников на Запад, то ли возвращение в Украину.

Подробнее – в материале Марии Кузенко Борьба за украинцев: почему Польша лидирует в привлечении работников из Украины

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: